Экскурсия по объекту «Навес для средств передвижения»

Хозяйственные постройки были в каждом поселении,  перед вами навес для хранения средств передвижения. Под навесом хранили летом нарты, зимой лодки, колданки а также крупные рыболовные снасти.

На данный момент под навесом хранятся, оленьи узкие длинные нарты, которые сделаны из дерева, одно из традиционных средств передвижения народов Севера. Основные детали нарт — пара длинных полозьев с загнутыми кверху носами, над которыми наращивается вся остальная конструкция, ножки — копылья соединенные перекладинами и настил для сиденья или груза. Полозья длиной не более 2,5 м, высотой — около 1 м. К изготовлению полозьев подходят особенно тщательно, начиная с подбора «парных» кусков дерева, имеющих нужное направление волокон. На полозе в четырехугольных пазах устанавливаются высокие копылья, попарно связанные копыльными вязами, в зависимости от вида нарт ставится от 3 до 7 пар копыльев. Полозья расположены с опорой на внутреннюю сторону, расстояние между ними сзади шире, чем спереди. Равноудаленные пары копыльев размещены в задней части нарт и закреплены в пазах полозьев под наклоном вовнутрь и назад. Расхождение полозьев и наклон копыльев придают нарте устойчивость при движении, повышают её амортизационные свойства и грузоподъемность. Для улучшения скольжения задний конец полозьев затесывается к верху. Для предохранения от быстрого изнашивания (особенно в бесснежные периоды) к полозьям нарт «нашивается» подполозник — набой из крепкого дерева, чаще всего из лиственницы, что значительно увеличивает срок их службы.

Грузовые нарты с высоким дощатыми бортами или ларем-ящиком. Для перевозки шестов чума, половых досок и матов, очажного листа и запасов дров, лодок используется грузовая нарта более простой конструкции: у неё 2 — 3 пары невысоких копыльев, поставленных под прямым углом или слегка наклонно, дощатый настил чаще всего отсутствует.

Ездовая нарта отличается от грузовой легкостью и тщательностью обработки. Мужская легковая нарта выше, чем женская, состоит из пар полозьев, с каждой стороны по три копылья, соединенные перекладинами, и настилом для сиденья с невысокой спинкой. Женская легковая нарта аналогична мужским нартам, женские нарты всегда делали немного длиннее мужских, так как женщины ездили с детьми, дополняются высокой спинкой, на задней части полозьев вставлены вертикально тонкие шесты, к которым закреплены по диагонали  боковые шесты и нижние концы прикреплены к верхней части копыльев. Спинка обтянута веревкой связанные между собой в виде сетки.

Posted in События.